5 ноября 2018 года в ГБОУ прогимназии «Интеллект» проведен семинар совещание для СОРИПКРО ( музыкальных руководителей республики). Осень в Осетии . Уастырджийы бонтæ. На мероприятие были приглашены женщины Стыр- ныхас, родители, дедушки воспитанников. Высокую оценку дала председатель жен.совета республики Макоева Ирина , руководитель курсов повышения квалификации Цораева Фатима Николаевна. Родители приняли активное участие в организации и проведении мероприятия.

Музыкальный руководитель: Дзодзикова З.Р.

Цель мероприятия : Приобщать детей к народной культуре, искусству, народным традициям. Формировать понятие осетинской культуры, помощь в формировании общей духовной культуры.

1.Обучающие задачи:

Сформировать у ребенка своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека.

Выполнять поскоки, ритмично отхлопывать ритм музыки, выполнять боковой галоп, приставной шаг в сторону, двигаться на высоких носках

и ходьба змейкой.

Двигаться под музыку симда , ритмично работая руками, запоминать последовательность движений, реагировать на смену частей музыки сменой движений.

Формировать сценическую речь и сценическое движение. Добиваться лёгкости в выполнении движений, сочетая их с характером музыки.

Закреплять умение петь выразительно, естественным звуком без

напряжения, согласованно ,следить за правильным дыханием по фразам.

2 .Развивающие задачи

Совершенствовать умение играть в театральной постановке, развивать мимику, артистизм, самостоятельность.

  1. Воспитательные задачи.

Воспитывать у детей коммуникативные чувства, любовь к малой родине.

Продолжать прививать любовь к народным традициям.

Интеграция образовательных областей

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи: Развивать музыкальность, способность эмоционально воспринимать музыку и красоту народного костюма, осетинского орнамента. Приобщение к осетинской культуре, обычаям , традициям.

« Речевое развитие»

Задачи: Формировать сценическую речь и сценическое движение.

« Социально-коммуникативное развитие»

Задачи: Побуждать взаимодействовать со сверстниками и незнакомыми людьми во время праздника, путем создания игровых ситуаций. Воспитывать интерес к творческому взаимодействию.

Физическое развитие»

Задачи: Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развивать способность быстро ориентироваться в пространстве.

«Познание»

Задачи: Развивать музыкальность, способность эмоционально воспринимать музыку и живопись. Приобщение к национальной культуре родного края.

Материалы и оборудование:

— мультимедийная презентация «Осень в Осетии» ,проектор, экран

-осеннее оформление зала, осетинский орнамент на ц.с., кресло для Осени;

-костюмы , моркови, огурца, гороха, картошки, сторожа

— домик, скамья. ружье

-костюмы сентябрю, октябрю и ноябрю

— осетинские костюмы для детей

— костюмы для взрослых: осетинские женские костюмы, 2 костюма ангелов

— осетинская ножная кукла

— бычок на колесиках

-осетинские пироги, мясо, пиво, стол фынг

-осенние веточки

— три лошадки

— осетинские веретена ( æлхуйи),осетинская чесалка для шерсти( пирæан), осетинские куклы, колыбель с куклой (авдæн).

Под осетинскую музыку «Симд» , в танце , дети входят в зал. Проходят один круг и садятся.

Вед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. А гости – это всегда радость! Давайте поздороваемся с ними.

Песенка «Здравствуйте»

Ребята… Совсем недавно мы с вами отдыхали, купались и загорали. А теперь…

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море

Все деревья блистают

В разноцветном уборе

1 реб. Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила

Чтоб никто не опоздал

Осень попросила.

Вед: Про осень мы стихи учили

Хотим чтоб вы их оценили.

Чтение стихов

  1. 2. 3.

Песня «Наступила осень» муз.Осипенко

2реб. И вот мы здесь, Сверкает зал.

Теплом согреты лица

Пришла пора открыть наш бал

И в танце закружиться!

Парный танец «Озорная полька»

Вед: Но где же Осень?

Давайте ее позовем:

«Осень, тебя мы в гости ждем !»

(показ слайдов)

Под музыку в зал входит Осень.

Осень: Здравствуйте , друзья! Вы узнали меня?

Вед: Мы звали тебя, королева Осень

Садись на трон, просим!

А знают ли, ребята, что происходит

Когда королева Осень приходит?

Дети говорят приметы Осени, пословицы, поговорки.

Осень: Молодцы! Вы так хорошо меня встречаете,

Все обо мне знаете.

Вед: Ребята, а у королевы Осени есть три сына . Сейчас они к нам придут. Вы все знаете как их зовут .

(показ слайдов)

Сентябрь: Я Сентябрь – младший брат

Познакомиться я рад!

Урожай пора собрать

И загадки отгадать.

Вед: Ну что ж, загадывай свою загадку…

Красный, сочный

Вкусный , прочный

Отчего же до сих пор

Не собрали…(помидор)

Вед: Дорогой Сентябрь, сегодня на празднике наши мамы тоже хотят загадать загадки.

  1. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад

Ну конечно…(листопад)

  1. Мочит поле, лес, и луг

Город, дом, и все вокруг!

  1. Это кто такой зеленый

Вкусный, свежий и соленый.

Очень крепкий молодец

Догадались? (огурец)

  1. По небесам оравою

Идут мешки дырявые

И бывает иногда

Из мешков идет вода. (тучи)

Осень: Молодцы ребятки!

Отгадали все загадки!

Вед: Спасибо, Сентябрь тебе за урожай.

В гости среднего братца приглашай.

Сентябрь: Выходи, братец Октябрь

Зовет тебя младший брат Сентябрь

Выходит Октябрь, дети кланяются друг другу, Сентябрь уходит.

(показ слайдов)

Октябрь: Я – Королевы Осени

Сын второй, Октябрь золотой.

Девочка подходит к нему:

За окошком лист осенний пожелтел

Оторвался, закружился, полетел

Желтый листик подружился с ветерком

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал

Я пошла во двор и листик подняла

Принесла домой и маме отдала

Оставлять его на улице нельзя

Пусть живет всю зиму у меня.

Ведущий: А не устроить ли нам представленье

Всем гостям на удивленье?

В нашей группе артистов полно…

И сыграть нам спектакль легко!

Под музыку дети ставят атрибуты.Дети – овощи садятся на стульчики в центре зала, на заднем плане домик. В нем мальчик.

Эльбрус нынче очень занят —

У него не счесть забот —

Охраняет огород.

Звучит музыка с ружьем выходит мальчик , обходит огород .

Эльбрус: Ох, и трудная работа!

И устал я отчего-то… Пойду посплю…

(садится в сторонке и засыпает)

Звучит музыка, выходит Петушок, останавливается около Гороха.

Петушок:

Вот и я – Петух (оглядывается.) Хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед! (танцует; берет за руку Гороха и уводит с собой на стулья)

Звучит музыка, выбегает Мышка, обегает вокруг огорода и становится около Огурца.

Мышка:

Повезло мне – Серой мышке!

Что за славный огород!

За огурчиком вперед (уводит огурец)

Звучит музыка, выходит Бычок.

Бычок: Вот и я, Богдан — Богданыч…

Му-у….(оглядывается.) — хозяев нет.

Хорошо когда на грядке,

Для тебя готов обед. (берет за руку Салат и уводит)

Звучит музыка, выбегает Коза.

Коза: Вот и я – Коза Козловна,

Ме-е-е (оглядывается) — хозяев нет?

Хорошо когда на грядке

Для тебя готов обед.

(берет за руку Капусту и уводит)

Звучит музыка. Выходит, потягивается, Эльбрус, оглядывается.

Эльбрус: Где салат? И где капуста?

Ох, беда! На грядках — пусто…

Ведущий: Каждый сторож должен знать!

Все дети: Если взялся охранять, то не надо засыпать!

Участники сценки берутся за руки и делают общий поклон.

Осень: А теперь настал черед сына моего серьезного, самого старшего брата, Ноября морозного.

Октябрь :Выходи , братец Ноябрь

Зовет тебя средний брат Октябрь.

Ноябрь и Октябрь кланяются друг другу, Октябрь уходит.

(показ слайдов)

Ноябрь: Закончился листопад

Без листьев стоит сад

Птицы уже улетели

Скоро начнутся первые метели.

Солнца в Ноябре не жди,

Часто капают дожди.

К нему выходит девочка с зонтом.

Девочка :Мне купили зонтик самый настоящий

Он конечно маленький, но зато блестящий

Дождик будет весело зонтик поливать

Я буду по улице с зонтиком гулять.

Вед: Давайте послушаем красивую песенку про дождь, а споет ее нам Езеева Лаура.

Песня солистки «Осень золотая» Л. Старченко

Осень: Спасибо, тебе сынок Ноябрь!

Славно мы сегодня попраздновали.

Да, я королева Осень . бываю разная

Солнечная и пасмурная

Но всегда прекрасная!

Вед: А осень в Осетии и правда, необычная , особенная..

1 реб :Вершины гор и солнце золотое,

Шум звонких рек и старые дома..

Всё самое любимое ,родное

Живёт в тебе, Осетия моя!

2 реб: Мы дети гор, земля твоя нам свята,

Мы всем своим обычаям верны.

Ты красотою сказочной объята,

В Осетии сбываются мечты!

3 реб: А осень, что же в ней такого?

И что особенного в ней?

Спросите вы здесь у любого

И вам ответят: песнь ветвей.

4 реб: А также море листопадов,

И пенье птиц, и шум дождя.

И это всё, в душе не меркнет

Пока Осетия- жива!!!

Вед: А сейчас стихотворение на родном языке, нашего любимого осетинского поэта.

Ребенок читает стихотворение «Фæззæг» Коста Хетагурова

Звучит осетинская музыка, выходит ведущий-учитель осетинского языка.

— Ирон адæм стыр кад, стыр аргъ кæнынц сæ зæдтæн,сæ дзуæрттæн.

Фæлæ уыцы дзуæртты хсæн дæр уæлдай кадджындæр бынат ахсы Уастырджи,нæлгоймæгты бардуаг,бæлццæтты,хæстонты фæндарастгæнæг,мæгуыртæн æххуысгæнæг,кæстæрты раст фæндагыл аразæг.Ирон адæймагыл кæддæриддæр,цыфæнды уавæры дæр йæхи ма бафæдзæхса,уымæн гæнæн нæй.Адæмæн сæ уарзон зæд,сæ уарзон дзуар хайджын у адæймаджы хуыздæр миниуджытæй.Фырбуцæн æй хонынц «Сызгъæрин Уастырджи», «Хъæбатыр Уастырджи», «Сызгъæринбазыр Уастырджи».У бæрзонд,фæтæнуæхск,хæрзконд урсзачъе лæг,бады урс æфсургъыл….

Сылгоймæгтæ йын йæ ном нæ дзурынц, хонынц æй «Лæгты дзуар». Лæгты дзуар арæх æрбацæуы нæ зæххмæ,ирон адæймаджы хуыз райсгæйæ,цæмæй базона,куыд æххуыс кæнынц адæм кæрæдзийæн сæ цины æмæ хъыгы рæстæг.Фæлæ иунæгæй нæ вæййы,йе мæ ма вæййынц зæдтæ æмæ дауджытæ.

( Осетины , как известно , очень чтят своих дзуаров (святых) , но особо почетное место в пантеоне осетинских святых ,да и в сердцах людей , занимает Уастырджи- покровитель мужчин ,путников ,защитник бедных и обездоленных , наставник молодежи. Осетин , где бы он ни был и что бы с ним ни случилось ,обязательно заручится поддержкой Уастырджи.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами , а чтобы показать свое доброе расположение ,называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи».В их воображении он предстает высоким , стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне .Женщины ,не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин».

Звучит песня «Уастырджи» Б.Ватаев

Выходят ангелы, танцуют , указывают на экран.

На экране появляется образ Уастырджи.

Вед: Фæззæджы фæстаг мæйы æртыккаг хуыцаубоны райдайы æмæ ахæссы къуыри йæ бæрæгбон.Хуыцаубоны йæ райдайынц,галтæ чи фергæвды уыдон.Уыцы бон хонгæ дæр кæнынц Галæргæвдæн хуыцаубон.

(В последнюю неделю ноября наступает праздник Уастырджи Поскольку праздник продолжается неделю ,то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19-21 ноября.Начинается он в воскресенье с закаливания быка, которого откармливают к этому дню.)

Звучит мычание быка.

Под быструю осетинскую народную музыку «Тымбыл кафт» дети закатывают черного бычка, проводят его по залу, выкатывают из зала, заносят три пирога, чашу с пивом и 3 ребра.

И несут к старшим.

Вед: Ныхасы бар нæ хистæртæн ,табуафси.

Слово старшим.

Дети говорят: «Омен хуыцау!»

Сценка «Легенда о Хетаге»

Вед: Цардис æмæ уыдис æртæ фсымæры. Хистæр æфсымæр Хетаг, астæуыккаг Биаслан, кæстæр та Ислам. Иу бон æфсымæртæ кæрæдзимæ нæ баныхас сты æмæ фæхыл сты.

-Нал цæрдзыстæм демæ (фсымæртæ)

-Амæй фæстæмæ мæхи дæр нал фæнды смахимæ цæрын (Хетаг)

Ацыдис Хетаг æфсымæртæй.

Дыууа æфсымæры уый куы базыдтой уæд сфæнд кодтой ссарын се фсымæры æмæ йæ амарой.

Йæ фæндаг райдыдта Хетаг хохы рдæм

-Цæуын æмæ ацы мæсыгы бамбæхсон (Хетаг)

Æфсымæртæ йæ раййæфтой фæлæ йæ не ссардтой.( скачут вокруг зала)

Йæ фæндаг дарддæр ахаста Аллагиры рдæм, Суадагмæ куы фæцæй хæццæ кодта уæд йæ зонгуытыл фыр фæлладæй æрхауд.

-О, Уастырджи баххуыс мын кæ! (Хетаг)

Хъæлæсæм сдзырдта :

(Звучит голос) -Хетаг хъæдмæ!

Вед:Фæлæ Хетæгæн йæ бон нал уыд æмæ загъта:

Хетаг : Хетаг хъæдмæ нал сыййафдзæн фæлтау хъæд Хетæгмæ æрбацæуа

(Звучит голос)-Хъæд, Хетагмæ!

Æвиппайды йæ алыварс фæзынд рæсугъд гыццыл хъæд. Æфсымæртæ ма йæ агуырдтой фæлæ нал ссардтой æмæ сæхи фæндагыл ацыдысты.

(Жили давно, очень три брата,внука славного Инала.Старшего звали Хетагом, среднего-Биасланом, и третьего-Исланом.Братья жили дружно и любя.Но как то раз они поссорились между собою:Хетаг держал одну сторону,а Биаслан с младшим братом-другую.

-Не будем с тобой жить,- сказали однажды два брата Хетагу.

-После этого и сам с вами не хочу оставаться,- сказал Хетаг.

Два брата,узнавши о побеге ,порешили догнать и убить брата. Бег свой Хетаг направил налево,в направлении Кавказских гор.Хетаг спасся, укрывшись в башне.Затем он продолжил свой бег в направлении к Алагиру .Он уже приближался к месту Суадаг ,как его опять стали догонять два брата.

Хетаг почти выбился из сил-так сильно он утомился ;он уже подумывал остановиться и отдать себя в руки братьев .Погоня была уже почти рядом ,когда он услышал голос из леса ,расположенного на дальней горе:

-В лес ,Хетаг ,в лес!

Хетаг, изнемогая от усталости ,прокричал в ответ:

-Хетаг уже не поспеет в лес ,а пускай лес поспеет к Хетагу!

Откуда ни возьмись ,вдруг его окружает красивый маленький лесок…Братья прекратили погоню ,так как стало ясно ,что Хетагу покровительствуют какие-то ангелы-хранители ,против которых они были бессильны и поехали назад.

Выходят девочки, берут веточки и образуют круг вокруг Хетага.

Следом скачут братья , ищут его. Но не находят, скачут прочь.)

Вед:Афтæ лæгты зуар фервæзын кодта Хетаджы.Ацы бынат уæдæй фæстæмæ æмæ абоны онг ирон адæмæн у сыгъдæг кувæндон, хонынцæй Хетаджы къох. Уыцы бынатæй дур дæр хæссын не мбæлы, чи дзы ахæсса уый тынг фæрынчын уыдзæн.

Йæ фæллад куы суагъта Хетаг, уæд йæ фæндаг скодта Нарма «Цмимæ».

(Вот так Уастырджы спас Хетага.Отдохнув в роще хорошенько ,Хетаг направился к Нару и пришел в Нар, в Цми. Это место считается столь священным ,что охотник ,убивший там какую-нибудь дичь ,не может взять ее домой и должен непременно там же справить молитву Уастырджи и принести дичь в жертву. Всякий , пользовавшийся какими-либо дарами этого священного леса, не имея права ничего взять домой, под страхом тяжелой болезни.)

( показ слайда)

Вед: Уастырджи , нæлгоймæгты бардуаг,бæлццæтты,хæстонты фæндарастгæнæг,мæгуыртæн æххуысгæнæг,кæстæрты раст фæндагыл аразæг.

Æцæг ирон лæппу фидауы рæсугъд ирон кафтæй . Æмæ уын абон нæ рæвдауæндоны лæппутæ балæвар кæндзысты ирон кафт.

(Уастырджи покровительствует мужчинам,помогает бедным, Направляет молодых мужчин на правильный путь.

К нам пришли гости из начальной школы прогимназии «Интеллект» и хотят

Станцевать нам свой танец .)

Танец Джигитов.

Вед: Уæдæ цавæр хъæлдзæг бæрæгбон вæййы æнæ хъæстытæй.Ирон адæмæ ис бирæ хъæстытæ .Раздæр иу лæппутæ цæмæй сæ тых сбарстаикой зæгъгæ чи тыхджындæр у ,хъазыдысты иу бæндæны хъастæй.Æмæ мах дæр нæ лæппутимæ агъадзыстæм æмæ йæ базонæм чи тыхджындæр разындзæн .Хъæуымæ цæмæй мæм размæ рацæуой фараст лæппуйы,бæндæнæ йæ иу фарс слæуæд цыппар лæппуйы ,иннæ фарс дæр цыппарæй,бæндæныл хъæбæр хæцуд æмæ мах иумæ æртæмæ куы банымайæм уæд уæ алчи бæндæн йæхимæ раивазæд.Чи раиваза бæндæн уыцы лæппутæ рамбулдзысты .Уæдæ райдыдтам хъаст.

(В эти дни все радуются. Поздравляют друг друга , а дети играют . Часто мальчики в осетинских селах , играли в игру « Кто сильнее », так они мерялись силой)

Игра «Бæндæны хъазт» мальчики подг.гр.(перетяни канат)

Под музыку девочки раскладывают свои предметы (пиран, шерсть. Веретено.,

Стол с пирогами. Шитье. Колыбель)

Вед: Уæдæ нæ чызытæ та иу цы куыстой?Чызытæ та иу къонайы цур æрæмбæрд сты æмæ къухы куыстытæ кодтой.

Чи дзы пирæнæй куыста,чи та æлхуийæ ,чи та цымы дис куклата кодта йæхи къухтæй.Иннæ тæ та сæ гыццыл хоты æмæ æфсымæрты авдæны уыстой.

(А девочки и девушки собирались вечером на посиделки. Кто-то чесал шерсть, кто-то вязал, а те, что помладше мастерили кукол, нянчили младших братьев и сестер)

Вед: Нæ чызытæ афтид къухджын не сты,фæлæ ма зонынц рæсугъд,уæздан кафт.Табуафси чызытæ.

(Наши девочки тоже многое умеют, и сегодня покажут нам свой красивый танец)

«Девичий танец» студия современного танца.

Вед: Рагæй æрæгмæ ахæм хъæлдзæг бæрæгбæтæм адæм арыстой иу хъæлдзæг къахты чындз.Æмæ уын цæй кой кæнын уымæ та размæ кæсут.

(На таких посиделках, часто мастерили ножную куклу и веселились с нею)

«Ножная кукла» Инсценировка.(взрослые) 4 человека.

Песня « Сабитæ»

Выходят 1 ведущая , учитель осетинского языка и Осень.

1 вед: Вот и закончился праздник осенний

Думаю, всем он поднял настроенье?

Осень : Мне жалко с вами расставаться

Но близится зимы черед

Я к вам опять приду , ребята, вы ждите осень через год.

Примите от меня угощение для всех ребят!( дает корзину с фруктами)

2 вед: Æмзонд æмæ иудзинад афтæ нæ фаг кæнынц

Æппæ дунейæн æмæ нæ фыдыбæстæн

Æмзонд æмæ иудзинад

Нæ ирон Симд цæрдуд æвдисæн!

Танец «Аланский симд»

В танце выходят из зала.

 

Метки: