Что, же, такое Общее Недоразвитие Речи?

Общее недоразвитие речи (ОНР)– нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, именно поэтому ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР(у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференциации, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР(у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи(у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития— «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития– начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития– появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития– остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
 

Метки: