«Анализ ситуации преемственности между дошкольным и начальным образованием»

ГБОУ прогимназия «Интеллект»

г. Владикавказ 2018

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Леонида Абрамовича Венгера

Более 20 лет в прогимназии реализуются программы дошкольного и начального общего образования. Тесное сотрудничество педагогов двух ступеней обучения позволило решить многие проблемы преемственности ДОО и НОО. Но, тем не менее, многие проблемы требуют дальнейшего решения, поэтому мы продолжаем работу в этом направлении.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования:

— Единый структурно-организационный подход

— Единый психолого-педагогический методологический подход

— Единый принцип организации инклюзивного образования

Работа по преемственности дошкольного и начального общего образования в нашей прогимназии осуществляется по трем основным направлениям:

  • методическая работа с педагогами:

Проблемы:

— Молодые педагоги недостаточно владеют методикой обучения звуковому анализу и синтезу.

Пути решения:

Необходимость продолжения совместных практикумов по методике обучения звуковому анализу и синтезу воспитателей детского сада;

Посещение воспитателями уроков в 1-м классе в адаптационный период, а учителями-занятий по речевому развитию в д/саду.

  • работа с детьми:

Проблемы:

Недостаточный уровень развития связной речи у детей общеразвивающих групп;

Большое количество детей с недостатками речевого развития (ОНР, ФФНР, ТРНР)

Пути решения:

Единство программного обеспечения

Предметно-развивающая среда, соответствующая возрастному уровню

Посещение дошкольниками занятий в школе; знакомство с будущим учителем;

Участие в совместной образовательной деятельности;

Необходимость расширения штатных единиц

  • работа с родителями:

Проблемы:

Недостаточный уровень компетентности родителей по речевому развитию детей.

Пути решения:

Организация индивидуальных консультаций;

Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и обучающихся;

Развитие у родителей умений по улучшению развития речи детей в рамках «Родительских университетов»

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования придаёт педагогическому процессу в прогимназии целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет избегать большого количества проблем преемственности, исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

Этот опыт прогимназия представляет в режиме инновационной работы.

Цель программы инновационной обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования.

Для реализации цели были поставлены следующие приоритетные задачи:

  1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  3. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  4. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Поставленные задачи реализуются педагогическим коллективом, эффективность и продуктивность работы которого прослеживается через целенаправленную работу с воспитанниками прогимназии, использование современных технологий эффективной социализации в образовательной деятельности, совершенствование работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Программа инновационной площадки реализуется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного и начального общего образования прогимназии.

В ходе реализации программы инновационной площадки стало возможным активизировать образовательную деятельность прогимназии за счет:

— совершенствования нормативно-правовой базы ;

— расширения спектра форм работы с детьми во внеурочной деятельности;

— развития коммуникативных навыков и навыков социализации;

— изучения проблем реализации преемственности ДО и начального общего образования на примере ГБОУ прогимназии «Интеллект» и их перспективы.

— анализа преемственности образовательного процесса детского сада и начальной школы в речевом развитии обучающихся. Предметная область «Русский язык и литература», Образовательная область «Развитие речи».

Актуальные вопросы по реализации направлений деятельности инновационной площадки рассматривались на заседаниях методического совета, конкурсах, семинарах, конференциях педагогов прогимназии «Интеллект» по следующим темам:

Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы приходим к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.

Однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы:

— Работая в преемственности с начальной школой, которая работает по программе Виноградовой Н.Ф. « Начальная школа 21 века» и учитывая тот факт, что в навигаторе дошкольных образовательных программ нет преемственности программного обеспечения и поэтому для более мягкого и безболезненного перехода детей на ступень начального образования мы в подготовительной группе во втором полугодии вводим дополнительную программу В.Т. Кудрявцевой «Тропинки» , Н.Г. Салмина «Учимся думать».

Часто, целью у ребят становится не решение, а ответ, что недопустимо, т.к. задачи со временем усложняются и прийти к ответу без верно выстроенного хода решения будет невозможно.

Решением этой проблемы мы считаем проведение обучающих семинаров по анализу задачи, учителями начальных классов для воспитателей.

Реализация программы инновационной деятельности позволила осуществить следующие качественные изменения в системе образования:

  • решать задачу профессионального развития современного педагога на основе технологий эффективной социализации с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования;
  • поддерживать педагогические инновации, укреплять сетевые взаимодействия для расширения возможностей обмена идеями и современными практическими методами;
  • ориентировать работу методических объединений прогимназии в направлении достижения компетенций, прописанных в портрете выпускника начальной школы по ФГОС.
 

Метки: