Дизайн- деятельность как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.
О.А. Таряник, воспитатель высшей категории по изобразительной деятельности.
ГБОУ прогимназия «Интеллект», г.Владикавказ, РСО-Алания. Россия.
Ключевые слова: творчество дошкольников, дизайн-деятельность, социализация, технология, искусство.
В современном мире таком многоликом, изменяющимся и непростом как воспитать ребенка социально позитивным, творческим, сохранив его индивидуальность и самобытность. Несомненно, в этом может помочь творческая деятельность с детьми, ведь, детское творчество – явление уникальное.
Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Развитие детского художественного творчества было всегда актуально, и приобретает все большее значение в настоящее время.
Перед педагогами нашей прогимназии «Интеллект» встала проблема: как же не навредить развитию ростков творчества детей, как способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка средствами изобразительного искусства. Ведь, творчество у дошкольников находиться в начальной стадии развития. Не случайно, Е.Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.
И поэтому мы обратилась к такому интересному, увлекательному виду детской деятельности — к дизайну. Так как дизайн – это прежде всего творчество, а каждый ребенок от природы – дизайнер. Всем известно, что дети воплощают вокруг себя целый мир из того, что их окружает.
Дизайн — деятельность- это особый вид художественной деятельности, синтезирующий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Искусство дизайна активно входит в современную жизнь.
Актуальность дизайн – деятельности, бесспорно, это прежде всего:
Развитие индивидуальности каждого ребенка независимо от художественных способностей.
Необходимость воспитывать творчески активную личность.
Отказ от шаблонного восприятия действительности.
Возросшие культурные потребности людей в современном мире
Окружающая среда должна выполнять и образовательную, и развивающую, и воспитывающую функцию
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая какое значение имеет творческая художественная деятельность, мы определили следующие цель и задачи.
Цель:– приобщение детей к творчеству, к творческой созидательной деятельности; развитие умения видеть мир глазами художника, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности.
Задачи:
Научить ребенка видеть красоту и добро в окружающем мире, сделать жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Приобщить детей к дизайн-культуре посредством совместного (коллективного) творчества с последующим использованием результатов в оформлении их жизненного пространства.
Научить ребенка новым технологиям и видам художественной деятельности.
Развивать детей средствами эффективной социализации.
За основу своей работы я взяла такое правило: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». А также триаду: Педагог – Родитель – Дети.
Работу с детьми я построила на интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно – эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Творчество невозможно без приобщения детей к искусству, к русской национальной, мировой художественной культуре, аккумулирующей духовно-нравственные идеалы, воплощенные в великих произведениях живописи, музыке и литературе. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка.
Мною были разработаны условия успешной организации дизайн — деятельности:
1.Создать атмосферу творчества.
2.Окружение средой и системой отношений, стимулирующими разнообразную творческую деятельность: насыщенная ИЗО материалами и разнообразными материалами для художественного творчества предметно – развивающая среда.
3.Предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов работы, свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними.
4.Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок, участие в конкурсах, создание музея детских поделок.
5.Непосредственное вовлечение педагогов, родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Применила следующую технологию ознакомления с дизайн-деятельностью.
1.Знакомство с основными понятиями дизайна (замысел, гармония, композиция) и композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура). Знакомство с основными профессиями дизайн индустрии (модельер, архитектор и др.)
- Изучение технологии выполнения различных творческих работ.
3.Создание изделий по собственному замыслу.
4.Использование правил оформления готового изделия.
5.Оценивание результата своей работы.
Совместная исследовательски-творческая деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организовывала в разных формах, используя разнообразные приемы и методы.
Использовала следующие формы работы по дизайн-деятельности.
- Беседы. Вопросы. Художественное слово
- Рассматривание.
- Игры.
- Коллекционирование.
- Наблюдение.
- Экспериментирование с художественными материалами и изобразительными техниками.
- Выставки. Экскурсии.
- НОД.
- Технологии успешной социализации в дошкольном образовании (автор Н.Гришаева)
Рефлексивный круг. Ситуация месяца. Дети-волонтеры. Социальные акции. Клубные часы.
Знакомила детей с традиционными и нетрадиционными художественными техниками рисования, использовала приемы АРТ-терапии — изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию.
Применила в работе с детьми проекты как особую форму творческо-исследовательской деятельности, направленную на освоение ребенком способов реализации познавательных и творческих инициатив, и успешной социализации дошкольников. А также экспериментированиекак форму поисковой познавательно-исследовательской деятельности с художественными материалами и изобразительными техниками рисования, с разными материалами.
Особую роль отвела ИКТ и интерактивным технологиям: интерактивные приемы; виртуальные выставки и экскурсии. Применяла и новый интерактивный прием – лепбук, который мы вместе с детьми изготовили на начальной стадии знакомства с понятием дизайна и дизайн индустрии.
Составление перспективного плана проекта было одним из условий эффективной работы с детьми. План был составлен с учетом интеграции образовательных областей, с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, с учетом программных требований, и самое главное интересов и индивидуальных способностей детей.
Использование всех перечисленных мной форм, методов и приемов работы с детьми позволило мне гибко построить целостный воспитательно-образовательный процесс и добиться прекрасных результатов творческой работы с детьми.
Ожидаемыми результатами стали
- Расширение знаний детей о профессии дизайнера; о разнообразных изобразительных техниках.
- Активное участие воспитанников и родителей в дизайн – деятельности помещений детского сада.
- Улучшение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, творческой и познавательной активности, социальных навыков.
Продуктами проекта стали:
Дизайнерские работы для оформления помещений группы.
Презентация проекта для детей данной группы и других групп.
Рекомендации для воспитателей об использовании детского дизайна.
Итоговый клубный час «Фестиваль народов мира».
Считаю, что через дизайн-деятельность мои воспитанники получили:
— Амплификацию опыта художественного творчества дошкольников в дизайн-деятельности.
— Научились самостоятельно планировать этапы создания композиции; изготавливать сложные работы и украшать готовые изделия, используя различные дизайнерские материалы и художественные приёмы; находить собственное дизайнерское решение, применять правила техники безопасности; бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям.
— Повысился эмоциональный настрой детей, сформировалась положительная самооценка, уверенность в своих возможностях, а способствовало большей эффективности в поставленной цели привлечение родителей к реализации данного проекта.
В заключении хотелось бы отметить, что воспитанники прогимназии увлеклись творчеством, испытали радость творчества, эстетическое наслаждение, сделали свои маленькие открытия, многое узнали и многому научились, стали художниками-дизайнерами, смогли прикоснуться к художественным ценностям искусства, творчески самовыразиться и своими маленькими ручками создали красоту, которая нам так необходима.
Планирую и дальше продолжать дизайн-деятельность с детьми прогимназии.
- Осуществить преемственность между детским садом и школой в
художественно-творческой дизайн деятельности
- Повысить компетентность родителей в организации работы по развитию художественной деятельности
- Продолжать формировать у детей умения и навыки дизайн деятельности.
- Обогащать предметно-развивающую среду детскими дизайн — работами.
Библиографический список
1.Головина М.Ф. Пространство детского сада: творческая деятельность / Под ред. Т.Лапкиной и др.-М.ТЦ Сфера, 2016.-128с.
2.Модель Н.А. Подержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: В 3 ч. Ч.3.- М.ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016.-128с.
3.Комарова Т. Художественное творчество
- Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2015. — 184 с
5.Интернет-ресурсы. «Дизайн -как средство развития творческих способностей дошкольников» |
Автор: Калашникова.О.В
Метки: архив