Дизайн- деятельность как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.

О.А. Таряник, воспитатель высшей категории по изобразительной деятельности.

ГБОУ прогимназия «Интеллект», г.Владикавказ, РСО-Алания. Россия.

Ключевые слова: творчество дошкольников, дизайн-деятельность, социализация, технология, искусство.

В современном мире таком многоликом, изменяющимся и непростом как воспитать ребенка социально позитивным, творческим, сохранив его индивидуальность и самобытность. Несомненно, в этом может помочь творческая деятельность с детьми, ведь, детское творчество – явление уникальное.

Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Развитие детского художественного творчества было всегда актуально, и приобретает все большее значение в настоящее время.

Перед педагогами нашей прогимназии «Интеллект» встала проблема: как же не навредить развитию ростков творчества детей, как способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка средствами изобразительного искусства. Ведь, творчество у дошкольников находиться в начальной стадии развития. Не случайно, Е.Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

И поэтому мы обратилась к такому интересному, увлекательному виду детской деятельности — к дизайну. Так как дизайн – это прежде всего творчество, а каждый ребенок от природы – дизайнер. Всем известно, что дети воплощают вокруг себя целый мир из того, что их окружает.

Дизайн — деятельность- это особый вид художественной деятельности, синтезирующий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Искусство дизайна активно входит в современную жизнь.

Актуальность дизайн – деятельности, бесспорно, это прежде всего:

Развитие индивидуальности каждого ребенка независимо от художественных способностей.

Необходимость воспитывать творчески активную личность.

Отказ от шаблонного восприятия действительности.

Возросшие культурные потребности людей в современном мире

Окружающая среда должна выполнять и образовательную, и развивающую, и воспитывающую функцию

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая какое значение имеет творческая художественная деятельность, мы определили следующие цель и задачи.

Цель:– приобщение детей к творчеству, к творческой созидательной деятельности; развитие умения видеть мир глазами художника, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности.

Задачи:

Научить ребенка видеть красоту и добро в окружающем мире, сделать жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Приобщить детей к дизайн-культуре посредством совместного (коллективного) творчества с последующим использованием результатов в оформлении их жизненного пространства.

Научить ребенка новым технологиям и видам художественной деятельности.

Развивать детей средствами эффективной социализации.

За основу своей работы я взяла такое правило: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». А также триаду: Педагог – Родитель – Дети.

Работу с детьми я построила на интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно – эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Творчество невозможно без приобщения детей к искусству, к русской национальной, мировой художественной культуре, аккумулирующей духовно-нравственные идеалы, воплощенные в великих произведениях живописи, музыке и литературе. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка.

Мною были разработаны условия успешной организации дизайн — деятельности:

1.Создать атмосферу творчества.

2.Окружение средой и системой отношений, стимулирующими разнообразную творческую деятельность: насыщенная ИЗО материалами и разнообразными материалами для художественного творчества предметно – развивающая среда.

3.Предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов работы, свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними.

4.Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок, участие в конкурсах, создание музея детских поделок.

5.Непосредственное вовлечение педагогов, родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Применила следующую технологию ознакомления с дизайн-деятельностью.

1.Знакомство с основными понятиями дизайна (замысел, гармония, композиция) и композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура). Знакомство с основными профессиями дизайн индустрии (модельер, архитектор и др.)

  1. Изучение технологии выполнения различных творческих работ.

3.Создание изделий по собственному замыслу.

4.Использование правил оформления готового изделия.

5.Оценивание результата своей работы.

Совместная исследовательски-творческая деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организовывала в разных формах, используя разнообразные приемы и методы.

Использовала следующие формы работы по дизайн-деятельности.

  • Беседы. Вопросы. Художественное слово
  • Рассматривание.
  • Игры.
  • Коллекционирование.
  • Наблюдение.
  • Экспериментирование с художественными материалами и изобразительными техниками.
  • Выставки. Экскурсии.
  • НОД.
  • Технологии успешной социализации в дошкольном образовании (автор Н.Гришаева)

Рефлексивный круг. Ситуация месяца. Дети-волонтеры. Социальные акции. Клубные часы.

Знакомила детей с традиционными и нетрадиционными художественными техниками рисования, использовала приемы АРТ-терапии — изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию.

Применила в работе с детьми проекты как особую форму творческо-исследовательской деятельности, направленную на освоение ребенком способов реализации познавательных и творческих инициатив, и успешной социализации дошкольников. А также экспериментированиекак форму поисковой познавательно-исследовательской деятельности с художественными материалами и изобразительными техниками рисования, с разными материалами.

Особую роль отвела ИКТ и интерактивным технологиям: интерактивные приемы; виртуальные выставки и экскурсии. Применяла и новый интерактивный прием – лепбук, который мы вместе с детьми изготовили на начальной стадии знакомства с понятием дизайна и дизайн индустрии.

Составление перспективного плана проекта было одним из условий эффективной работы с детьми. План был составлен с учетом интеграции образовательных областей, с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, с учетом программных требований, и самое главное интересов и индивидуальных способностей детей.

Использование всех перечисленных мной форм, методов и приемов работы с детьми позволило мне гибко построить целостный воспитательно-образовательный процесс и добиться прекрасных результатов творческой работы с детьми.

Ожидаемыми результатами стали

  • Расширение знаний детей о профессии дизайнера; о разнообразных изобразительных техниках.
  • Активное участие воспитанников и родителей в дизайн – деятельности помещений детского сада.
  • Улучшение предметно-развивающей среды.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, творческой и познавательной активности, социальных навыков.

Продуктами проекта стали:

Дизайнерские работы для оформления помещений группы.

Презентация проекта для детей данной группы и других групп.

Рекомендации для воспитателей об использовании детского дизайна.

Итоговый клубный час «Фестиваль народов мира».

Считаю, что через дизайн-деятельность мои воспитанники получили:

— Амплификацию опыта художественного творчества дошкольников в дизайн-деятельности.

— Научились самостоятельно планировать этапы создания композиции; изготавливать сложные работы и украшать готовые изделия, используя различные дизайнерские материалы и художественные приёмы; находить собственное дизайнерское решение, применять правила техники безопасности; бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям.

— Повысился эмоциональный настрой детей, сформировалась положительная самооценка, уверенность в своих возможностях, а способствовало большей эффективности в поставленной цели привлечение родителей к реализации данного проекта.

В заключении хотелось бы отметить, что воспитанники прогимназии увлеклись творчеством, испытали радость творчества, эстетическое наслаждение, сделали свои маленькие открытия, многое узнали и многому научились, стали художниками-дизайнерами, смогли прикоснуться к художественным ценностям искусства, творчески самовыразиться и своими маленькими ручками создали красоту, которая нам так необходима.

Планирую и дальше продолжать дизайн-деятельность с детьми прогимназии.

  • Осуществить преемственность между детским садом и школой в

художественно-творческой дизайн деятельности

  • Повысить компетентность родителей в организации работы по развитию художественной деятельности
  • Продолжать формировать у детей умения и навыки дизайн деятельности.
  • Обогащать предметно-развивающую среду детскими дизайн — работами.

Библиографический список

1.Головина М.Ф. Пространство детского сада: творческая деятельность / Под ред. Т.Лапкиной и др.-М.ТЦ Сфера, 2016.-128с.

2.Модель Н.А. Подержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: В 3 ч. Ч.3.- М.ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016.-128с.

3.Комарова Т. Художественное творчество

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2015. — 184 с

5.Интернет-ресурсы. «Дизайн -как средство развития творческих способностей дошкольников»

Автор: Калашникова.О.В

 

Метки: